• На Новый год много звезд на небе - ягод много будет.
• Звездная ночь на Новый год - урожай гороха и чечевицы.
• Если в Новый год тепло - рожь будет хороша.
• В Новый год сильный мороз и малый снежок - к урожаю хлебов, а если тепло и нет снега - к неурожаю.
• Каков первый день января, таков и первый день лета.
В первый день нового года традиционно не работали, поскольку считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде. На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался «дорог почин» - он определял коммерческий успех впредь на весь год.
Первые двенадцать дней нового года, по народным представлениям, отмечали погоду на каждый день. Особо знающие люди даже обращали внимание на настроение каждого дня и примечали, в какие месяцы надо ждать хороших известий, а в какие - плохих. Считалось также, что чем дольше простоит в доме новогодняя елка, тем лучше, а Новый год встречать нужно только в новой одежде. В этот день надо было обязательно поклониться родной земле и вспомнить за праздничным столом всех ее защитников, положивших жизнь за благополучие родной земли.
Святой Вонифатий, память которого отмечается в этот день, был известен как це*литель от пьянства, ему молились об избавлении от запоя. Как говорится в Четьях- Минеях, он сам страдал этим недугом, но потом, преодолев свою страсть, «имене Господня исповедник и страдалец славен показася». Поможет избавиться от пьян*ства такой заговор. Живую щуку сажают в большую посуду с вином и настаивают двенадцать дней; щука дает много слизи, и настой протухает. Им поят пьяницу, приговаривая: «Как щука не терпит вина, також бы не терпел его раб Божий». Хорошие результаты дает и такой заговор. На бутылку водки надо прочитать такие слова: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Земля ты, моя мати, прикажи мне, рабу Божьему (имя), от сего угодия взяти добру траву зарахил. Тебе, мати земля, на стояние, а мне для рабов и рабынь, для лишения их пьянства. Сей раб Божий (имя) все вино оставил, не видит, не слышит и не чувствует; так бы сей раб Божий (имя) о вине не думал, глазами не смотрел, слухом не слыхал, чувствами своими не чувствовал и отбегал от вина. Как тошно помирать, так бы тошнилось вино рабу Божьему (имя), отныне и до века. Аминь». Затем эту водку дать пьянице.
• Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — к хлебородию.
• Млечный Путь полон звезд и светел — к вёдру.
• Если тучи затягивают небо, то вскоре потеплеет.
• Самовар гудит сильно — к морозу.
В этот день оберегали дом, кланялись ему, служили молебны Игнатию Богоносцу, чтобы уберечь жилище от всякой напасти. Также служили молебны и обносили крестным ходом иконы вокруг села для предохранения его от всякой напасти. Этот день был известен и как яблочный. Полагалось стряхивать с деревьев иней и снег для закладки будущего урожая.
• Закат солнца чистый — к вёдру на следующий день.
• Поясница болит у пожилых людей — к снегу.
• Снегирь производит шум крыльями ясно — к ненастью.
• Солома сбивается в комья при горении в печи — к похолоданию.
Этот день отмечается как день памяти великомученицы Анастасии, которая получила прозвище Узорешительница, потому что много служила узникам, заключенным в темницах за веру Христову, облегчая их страдания. Она считалась покровительницей рожениц и помогала счастливо разрешиться от бремени. В этот день полагалось вышивать полотенце, которое должно было помочь при родах. Вышивальщицу называли узорницей, а вышивку - узорочьем. Такое полотенце было своеобразным оберегом - поскольку жизнь и матери, и ребенка подвергается множеству опасностей. На этот случай в народе существовали особые обычаи, которые свято соблюдались.
Перед рождением ребенка, по традиции, делается кукла-пеленашка. От ношеной одежды матери или отца отрывается длинный лоскут, который скатывается в семь или десять раз (древнейшая модель небес), посередине туго перетягивается ниткой, концы которой откусываются (это символизирует пуповину). Примерно треть скатки также перетягивается ниткой - это голова. Затем ее заворачивают в лоскуток как младенца. Пеленашка - оберег для младенца, а кроме того, первая игрушка. Можно наговаривать на воду такие слова: «На море на Океане, на острове Буяне, подле реки Иордан, стоят Никитий, на злых духов победитель, и Иоанн Креститель. Воду из реки святой черпают, повитухам раздают и приказывают им, приговаривают: "Обрызните и напойте этой водой родильницу и младенца, не крещенного, но крещеной порожденного, от лихого брата, врага-супостата, от лесовиков, от домовиков, от луговиков, от полуношников, от полуденников, от часовиков, от получасовиков, от злого духа крылатого, рогатого, лохматого, летучего, ползучего, ходячего. Заклинаем вас, враги лютые, не смейте вы подступить к рабе Божьей (имя) и ее порожденному дитю, хотя не крещенному, но крещеной порожденному. Если же вы, демоны, подступите к рабе Божьей (имя) и ею порожденному дитю, то Иоанн Креститель попросит Господа Бога Спасителя, всему миру Вседержителя, чтобы Он наслал на вас, окаянных, Илью-пророка с громом, молнией, со стрелами огненными. Илья-пророк вас громом убьет, молнией сожжет, сквозь землю, сквозь пепел пробьет, на веки вечные вас в преисподней оставит". Наговоренную воду можно давать пить роженице и купать в ней младенца.
• Синие пятна над лесом ослабевают и вскоре совсем проходят — оттепели не жди.
• Закат солнца с зеленоватым отливом предвещает малооблачный день.
• Красный огонь и сильная тяга в печи — к холоду.
• Оконные ставни скрипят — к оттепели.
• Пришел Федул - ветер подул.
Нифонт считается заступником от козней и наваждений нечистого духа, ему молятся об изгнании лукавого от людей и скота: как видно из жизнеописания этого угодника, он почти всю свою жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их при Божьей помощи.
Для того чтобы спасти скотину от столкновения с нечистой силой, для нее в этот день пекли специальные лепешки. Вначале в хлеву убирали, проверяли, не дует ли из щелей, стойло дополнительно утепляли соломой, а в помещении развешивали колючки чертополоха, которые должны были сберечь животных от происков нечистой силы. Тесто для лепешки замешивали из отрубей, и как только доставали ее из печи, сразу заворачивали в чистое полотенце, чтобы ни один нечистый дух не мог к ней прикоснуться, и теплой несли в хлев. Каждому животному полагалось по кусочку - нельзя было потерять ни крошки. Курам в этот день полагалось зерно, которое сутки до того стояло перед печным огнем на шестке. Людям тоже полагалось специальное угощение - для этого пекли печенье и пряники в форме овечек, коровок, птиц.
Ветер в этот день сулил хороший урожай в наступившем году. Вообще погода в этот день предсказывала погоду будущего ноября.
• Зима резвится не в лесу, а у нас на носу.
• Ясный день-к хорошему урожаю.
• Коли тропинки черны - урожай на гречу.
• Звездист небосвод - ждет ягодный год и на скот велик приплод.
• Дня прибыло на куриную ступню.
• Метель на Рождество - пчелы будут хорошо роиться.
• Погода ясная и небо звездисто - к урожаю гороха.
• Иней на деревьях - к хорошему урожаю хлебов.
• Если на Рождество капель - не уродится ни огурцов, ни проса, а греча хороша будет.
• Снежная погода - добрые хлеба.
В Рождественский сочельник полагалось поститься весь день, готовить праздничное угощение и приводить в порядок одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном - приходить на пир в печальной одежде. Как только загорается первая звезда - значит, Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник.
В канун Рождества обязательно колядовали - парни и девушки ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» - сочельник. В этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме. Вечером накрывали столы и всей семьей выходили на двор - «глядеть звезды».
Высматривали путеводную, по приметам Рождественской ночи определяли будущий урожай и гадали о благополучии в хозяйстве: считалось, что если ночь звездная - скот даст хороший приплод, а в лесу уродится много ягод.
Главным блюдом этого вечера были специальные каши - кутья и сочиво.
Перед началом трапезы хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, он несколько ложек кушанья выбрасывал в дверь на двор, угощая духов, и, широко открыв дверь, приглашал на кутью мороз и просил его не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», не губить посевы. Кутью и сочиво по традиции ели из общей чашки, а в недоеденном кушанье оставляли ложки, символически - бедным странникам.
В этот вечер ни в коем случае нельзя было уходить из дому, а то скотину придется по лесам и болотам искать. Ткать в этот день запрещалось - это значило угождать несчастью, а пряжу мотали в тугие клубки, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Первый блин несли в хлев, ломали его через серп и оставляли овинному - чтобы этот дух не таскал овечью шесть. Кур в этот день не кормили, чтобы они огородов не копали. Во дворе жгли навоз, чтобы на том свете родители согревались. Считалось, что с этого дня наступают самые серьезные морозы за всю зиму, и днем деревья в садах обвязывали соломенным перевяслом, чтобы они не померзли и хорошо родили.
Комментировать